Сегодня мир вступил в постиндустриальную эпоху. Возможности Интернета практически безграничны. Поэтому для регулирования электронного бизнеса во многих странах были приняты законы, направленные на поддержку "интернетизации" населения. Даже правительство такой относительно слаборазвитой страны, как Аргентина, заявило о том, что $1 млрд. будет выделен на приобщение жителей страны к сети Интернет. Любой аргентинец может получить беспроцентный целевой кредит в сумме $1000 на покупку современных компьютеров, а те, кто уже приобрел по государственной программе компьютер, могут рассчитывать на льготное подключение к сетям аргентинских телекоммуникационных компаний. Можно с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лидерами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемкими производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого машиностроения российскими фирмами займет в международной торговле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохода, который Россия имела в конце XX в.
Технологические возможности World Wide Web позволяют сегодня фирмам создавать в Интернете своеобразные представительства – WWW-офисы. На сервере провайдера, а реже и на своем сервере фирмы помешают специальные демонстрационные программы и рекламу. Такой электронный офис можно посетить, не выходя из дома, увидеть на экране монитора своего компьютера его коммерческие предложения, пообщаться с его менеджером. От организации таких выставок до электронной торговли рукой подать – достаточно установить программу "обратной связи" с посетителями офиса. Клиенты многих зарубежных стран уже давно, а в России только с 1997 г. по Интернету заказывают авиа- и железнодорожные билеты и номера в гостиницах, покупают с экрана в электронных магазинах любые товары с доставкой на дом, оплачивают покупку, не отходя от компьютера, с помощью "пластиковых" денег или по банковскому кодированному счету.
С чего же начинается бизнес в Интернете?
Интернет начинается обычно с электронной почты. Но аппетит приходит
во время еды. Поработав в режиме off-line с электронной почтой и осознав
ее полезность и экономическую выгодность по сравнению со многими другими
видами телекоммуникаций, деловой человек желает проникнуть в on-line
и в пространство WWW. Это предоставляет ему доступ к мировым информационным
ресурсам. Появляется возможность перекачивать целые файлы, читать
Web-серверы различных компаний, осуществлять Поиск, короче – "других
посмотреть".
Но хочется и "себя показать".
Для этого можно выбрать один из следующих вариантов:
• создание своей Web-странички на сервере провайдера;
• создание своего Web-сервера;
• создание тематической Web-базы данных.
Для создания рекламной странички подходит любой внешний текстовый процессор, издательская система или программы компьютерных презентаций. На этой страничке можно показать все что необходимо, с картинками, фотографиями, видео, аудио| мультиками, наконец. И эту рекламу увидят миллионы потенциальных партнеров по бизнесу. Стоимость такой рекламы будет ничтожно мала по сравнению с рекламой на телевидении, радио и даже в газетах. И это при том, что информация будет находиться в сети круглосуточно.
Отдельные пользователи делают небольшие домашние рекламные странички, мелкие фирмы создают странички побольше, а солидные фирмы организуют даже собственные Web-серверы. И это уже не скромные коммерческие страницы на сервере провайдера (их можно сравнить с комнатками в коммунальной квартире – маленькие, недорогие, без особых удобств). Свой сервер – это совсем другое, это уже отдельная квартира со всеми удобствами; в ней удается расположить все, что душе угодно, и в любых масштабах; на сервер можно пригласить в гости всех, не спрашивая разрешения у соседей по квартире и не ущемляя их. На сервере организуется электронное представительство фирмы, размещается всевозможная развернутая информация о ней, организуется обратная связь с клиентами, на базе которой только и можно заниматься реальным бизнесом.
Серверы бывают виртуальными или физическими. В случае физического сервера вся ваша информация находится непосредственно на компьютере пользователя, а в случае виртуального сервера – на компьютере узла сети. Многие специализированные фирмы и провайдеры предлагают профессиональную помощь в оформлении Web-сервера на должном эстетическом, эргономическом и функциональном уровнях, в создании высококачественного его дизайна, в организации эффективной системы программно-аппаратных средств поддержки сервера.
Более высокий уровень "показа себя" – это построение структурированных тематических информационных файлов – баз данных. Такая акция под силу лишь крупным фирмам. База данных отличается от информационных файлов на сервере прежде всего наличием собственного развитого поискового сервиса.
Одним из показателей роста числа бизнес-серверов являются так называемые электронные торговые центры (shopping malls или cybermalls), число которых в сети стремительно увеличивается. Cybermalls – это место, где можно найти информацию о различныx коммерческих компаниях и откуда легко попасть во всевозможные электронные магазины. Cybermalls позволяют посетить множество магазинов более целенаправленно, без утомительного перемещения по Интернету в поисках нужных товаров и услуг.
Предприниматели могут использовать Интернет для получения справочной информации различного характера (нормативно-законодательные вопросы, торговые, банковские, таможенные и другие правила, биржевые сводки и т. п.).
Структура Интернета постоянно совершенствуется, а его возможности расширяются. Сейчас появилась принципиально новая поисковая система "Internet Help". Суть ее состоит в следующем. Клиент делает запрос на какую-то тему. Запрос можно формулировать в обычной разговорной форме. Оператор принимает запрос и сразу же выдает пользователю (т. е. клиенту) ответ со ссылками на Web-страницы, где содержится нужная информация.
Все больше фирм используют Интернет для бизнеса и телекоммуникаций, сеть быстро становится стандартным способом взаимодействия коммерческих организаций друг с другом. Интернет оснащается все более дружественными к бизнесу программными средствами, обеспечивающими, в частности, безопасные способы электронной покупки и продажи.
В настоящее время рынок Интернет усиленно и довольно агрессивно осваивают как компьютерные фирмы, так и фирмы, производящие технически сложную продукцию (телевизоры, телефоны и др.). Цель разработок этих фирм – использовать огромный потенциал рынка домашнего хозяйства. Для этого будет расширена технология применения компьютерных и мобильных телефонов, снижена стоимость средств проникновения в виртуальную реальность, что увеличит уровень экономического порога доступа к информации через Интернет.
Рис. 1. Система мест приложения интерактивного бизнеса
